Сей FAQ составлен, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы про Чейнджлингов, в основном предназначен для игроков в другие игры от White Wolf'а, которые заинтересовались Changeling'ом, но подходит для прочтения и всем остальным людям, имеющим какой-то опыт в настольных ролевых играх. Совсем уж новичкам читать будет тяжело. После английского термина в скобках приводится примерное русское значение; если в скобках более одного варианта - обычно предпочтительнее пользоваться первым, последующие даны для более точного разъяснения смысла, как альтернативные варианты произношения или ещё по какой-то загадочной причине.
FAQ не задуман, как скопление всей-всей-всей информации по C:TD, поэтому некоторые вопросы, могущие возникнуть у продвинутых игроков, прочитавших и изучивших основные книги и желающих узнать больше, здесь не появятся. Ниже дана ссылка на форум, на котором имеет смысл задавать такого рода вопросы, впрочем как и любые другие, если только на них уже нет ответа в этом FAQ.
Общее
• Что такое Changeling: The Dreaming?
Changeling: The Dreaming - это чудесная ролевая игра от компании White Wolf, относящаяся к сеттингу World of Darkness. По оригинальному замыслу C:TD должна была стать пятой и завершающей линейкой игр по WoD, до неё были выпущены V:TM; W:TA; M:TA и W:TO. Одной из важнейших причин низких продаж C:TD является довольно неудачная основная книга, Changeling: The Dreaming 2nd Edition. Слишком уж она выбивается из привычной большей части игроков мрачной готически-панковской атмосферы Мира Тьмы в сторону чего-то детски-радостно-сказочного. Вся необходимая мрачность, готичность и прочие атрибуты содержатся в дополнительных книгах по системе. В первую очередь это The Shadow Court и Pour L'Amour et Liberte: Book of Houses 2 - книги, показывающие обратную сторону сказки. Ведь если чуть-чуть подумать, сказки - это не только Уолт Дисней и Винни Пух. Это ещё и... скажем, Братья Гримм.
Не стоит недооценивать серьёзность сказок - они появились раньше, чем авторская литература, кино и компьютерные игры. И разнятся между собой точно так же, как более поздние плоды человеческой фантазии. Короче говоря - сказка, расказанная в игре Changeling: The Dreaming может быть любой - ужасной или прекрасной, доброй или злой, готичной, панковской или какой-то ещё. Такой, какой вы захотите.
• Что за существо такое - Чейнджлинг?
Чейнджлинг - это один из существ, наиболее близких к Бессмертным Богам Старого Мира, фактически являвшийся чем-то вроде маленького, но почти настоящего Бога, который видел, как его мир медленно чах и угасал вместе с верой в него самого. Чтобы выдержать неверие, эти маленькие Боги соединились со смертными телами и стали частью принимаемого на веру мира. На самом деле Богами были существа, называемые Tuatha de Danaan, к которые и создали Фей по своему образу и подобию. Tuatha de Danaan по своему уровню могущества являются существами весовой категории Antediluvian'ов.
Чейнджлинг состоит из смертного человеческого тела и души, которая по сути является слегка подсохшим и увядшим, но маленьким Богом - Феей. Далее часто используется термин "Фея", и обозначает он не True Fae (Истинную Фею), а Changeling'а, если не указано иного. Потому что слово короче.
• А что вообще делать в игре? Основная мотивация действий какая?
В принципе, по умолчанию основными темами C:TD можно считать борьбу с Банальностью, попытки выжить во враждебном мире, сохранив себя собой. Но вообще сказки бывают самыми разными.
• Как появляются на свет Чейнджлинги?
Ритуал, называемый Путь Чейнджлинга (The Changeling Way), который прошли все Чейнджлинги-простолюдины, привёл к тому, что души Фей стали рождаться в людских телах, а после гибели тела - реинкарнировать в новом через какое-то время. Ритуал был необходим для того, чтобы хрупкие души Фей не были разорваны на части Банальностью - человеческие тела служат щитом от неё.
Ши, вернувшися из Аркадии, просто влезли в уже имеющиеся человеческие тела, слившись с находившимися там душами.
Новорождённый Чейнджлинг не отличается от простого человеческого ребёнка. Когда он подрастает, с ним происходит процесс, называемый Chrysalis (Кризалис, Выкукливание) - он просто начинает видеть, ощущать химерическую реальность, вспоминает свою истинную природу и становится полноценной Феей.
• Что такое Glamour (Гламур)?
Гламур - это субстанция, из которой состоит креативность, сны, мечты, надежды, эмоции и вера. Именно он питает магию Фей, именно из него состоит Дриминг. Гламур обладает неким подобием разума - об этом никогда нельзя забывать!
• Что такое Banality (Банальность)?
Банальность - это сила неверия в сказку, в волшебство и в Фей. Это отсутствие всего того, что есть Гламур. Это чрезмерно рациональный подход к реальности, стремление разложить всё по полочкам, развесить ярлыки, а потом продать всё разложенное и получить хрустящие зелёные бумажки. Банальность убивает Гламур и ломает Дриминг. Феи сражаются с Банальностью всегда, когда только могут.
• Что такое Seeming (Симинг, Видимость)?
Фактически это биологический возраст смертного тела Чейнджлинга. Существует три Симинга: childling (чайлдлинг) - от 7 до 13 лет; wilder (вильдер) - от 13 до 25 лет; и grump (грамп) - от 25 лет и выше. С возрастом Чейнджлинг проходит все стадии. Чайлдлинги наименее Банальны, но Грампы, при своей более высокой Банальности, обладают большим опытом и связями в обыденном мире.
• Как совмещаются Mundane (Обыденная) и Chimerical (Химерическая) реальности?
Чейнджлинг одновременно испытывает и обыденную и химерическую реальности, в общем-то не делая между ними различия. Химерическая реальность накладывается поверх обычной - на улицах северных городов начинают расти кипарисы, радуга сверкает в небе и химерический медведь продаёт мороженое. Не-Чейнджлинги и не-Зачарованные не видят этого, не воспринимают этого. Из-за того, что банальный человек может взять да и пройти сквозь химерическую стену, стоящую на площади, никакой стены там стоять, скорее всего, не будет - всё, что было, уже порушили. По-настоящему навороченные химерические конструкции находятся во фрихолдах.
• Что такое Chimera (Химера)?
Химера - это нечто, созданное из Гламура. Существо, предмет, неважно. Всё, из чего состоит Дриминг - Химеры. Фактически Фею можно считать частным видом Химеры. Химеры бывают добрыми и злыми, разумными и не очень, живыми и неживыми. Чейнджлинги не делают различий между разумной Химерой и разумным, но реальным существом - Химера ничем не хуже, ничем не ущербнее.
• Как работают Fae Mien (Облик Феи) и Mortal Seeming (Смертное Обличье)?
Чейнджлинги видят друг друга в Обликах Феи, если захотят - увидят и как смертных. Смертные (не-Зачарованные), естественно, воспринимают только лишь Смертное Обличье. В Дриминге Чейнджлинги не могут видеть Смертное Обличье друг друга.
• Что такое Enchanting (Зачарование)?
Чейнджлинг может вдохнуть в простого смертного или в любое сверхъестественное существо, не относящееся к Дримингу, немного Гламура. Зачарованный начинает воспринимать химерическую реальность, видит Облик Феи вместо Смертного Обличья, гораздо сильнее подвержен воздействию магии Чейнджлингов. Когда Зачарование проходит, всё это забывается благодаря воздействию Туманов. Подробно эффект Зачарования описан в книге The Enchanted.
• Что такое Mists (Туманы)?
Метафизический барьер между Дримингом и обыденным миром. Он защищает Фей и Дриминг от тех, кто мог бы за ними охотиться. Туманы стирают воспоминания о контактах с Феями и Дримингом - поэтому все думают, что Феи если и были когда-то, то давно ушли и оставили от себя одни воспоминания.
• Что такое Dreaming (Дриминг)?
Мир мечтаний и снов, далёкий от нашей обыденной реальности. Феи умеют путешествовать по Дримингу, но эти путешествия трудно назвать безопасными прогулками. Дриминг делится на три уровня: Near (Ближний), Far (Дальний) и Deep (Глубокий). Чем дальше и глубже - тем сказочнее и нереальнее. Драконы, волшебные замки, космические путешествия, пираты - что угодно можно найти в Дриминге. Если кто-то когда-то что-то придумал - оно там. Непременно прочитайте Dreams and Nightmares.
• Как Феи воостанавливают затраченный Гламур?
Если есть возможность - проводят время во фрихолдах, Гламур просто заправляется сам собой. Путешествия по Дримингу помогают ещё более интенсивно - но они не лишены опасности.
Если нет возможности выйти в Дриминг или посетить фрихолд - остаются так называемые Epiphanies (Епифании) - процессы, ритуалы, действия, призванные концентрировать Гламур, создаваемый смертными, и ловить его для последующего использования.
• Какие бывают Epiphanies (Епифании)?
Существует четыре вида Епифаний. Два из них в Летнем Дворе находятся под строгим запретом.
Reverie (Мечтательность) - Епифания Вдохновления. Чейнджлинг находит человека и вдохновляет его на что-то креативное, Гламурное. Самая распространённая Епифания в Летнем Дворе, считается самой благородной из всех, потому что не имеет никаких побочных эффектов, помимо увеличения количества Гламура в мире.
Rapture (Восторг) - Епифания Создания. Чейнджлинг вдохновляет свою собственную человеческую натуру. В общем-то то же самое, что и Ревери, но разобраться с собственной природой гораздо сложнее, чем вдохновить другого человека.
Ravaging (Опустошение) - Епифания Воровства. Чейнджлинг силой вырывает у смертного Гламур, не давая взамен ничего. Фактически это ментально-эмоциональное изнасилование, вызывающее бурный поток отрицательных эмоций - которые тоже несут Гламур.
Rhapsody (Рапсодия) - Епифания Уничтожения. Чейнджлинг "впрыскивает" в смертного Гламур и вдохновляет его на что-то креативное. Похоже на Ревери, но если сравнить процесс креативности с горением свечи, то в случае Рапсодии свечу облили бензином. Жертва Рапсодии лишается всего своего Гламура, таланта, креативности; Чейнджлинг хватает сколько получится и уходит. Мало кто выживает после того, как над ним провели Рапсодию. Даже в Зимнем Дворе Рапсодия считается чрезмерной жестокостью и расточительством.
• Кто такие Autumn People (Люди Осени)?
Люди с очень высокой Банальностью. Обычно особенно опасны для чайлдлингов - потому что у них нет нормальной защиты в обыденном мире. Не обязательно злые, чаще всего они просто не понимают, что делают. Например - психиатр, который лечит ребёнка от "психического расстройства", при котором ребёнок видит драконов и единорогов. Высокая Банальность однозначно вылечит ребёнка, развоплотив Фею. Вильдерам и грампам проще - они более независимы. Тем не менее, Люди Осени представляют собой опасность для всех Чейнджлингов. Описаны в одноимённой книге.
• Что такое Freehold (Фрихолд)?
Места, в которых обыденный мир соприкасается с Дримингом, притягательны для Фей по очевидным причинам. Фрихолды настолько разнообразны, насколько должны быть разнообразны выплески креативности, снов и мечтаний в мир - нет двух одинаковых фрихолдов. Внутри Фрихолда можно воостанавливать утраченный Гламур, находясь при этом в куда большей безопасности, чем при путешествиях в Дриминге. Фрихолд - это аналог вервольфского Каэрна. Не одно и то же, но некоторые места могли бы быть как Каэрнами, так и Фрихолдами. Ну и Нодами, назумеется, тоже.
• Что такое Arcadia (Аркадия)?
Древняя родина Фей и Сердце Дриминга. Аркадия находится где-то в Глубоком Дриминге. Здесь Истинные Феи, незапятнанные Банальностью, существуют в изоляции от рассыпающегося мира. Практически все Чейнджлинги считают Аркадию настоящим домом и раем. Как пробраться в Аркадию, никто не знает.
• Как убить Фею?
Для Чейнджлинга существует четыре вида смерти:
Chimerical Death (Химерическая Смерть) - если Чейнджлинга "убить" химерическим оружием, то он на какое-то время (а возможно и навсегда) превращается в простого смертного. Срок определяется Банальностью Чейнджлинга. В общем-то это не так страшно, Чейнджлинг скорее всего ещё оживёт в этом самом теле через какое-то время.
Banal Death (Банальная Смерть) - если телу Чейнджлинга нанести реальные повреждения, несовместимые с жизнью, то этот Чейнджлинг умрёт. Его Фейская душа же останется существовать. Простолюдин через какое-то время заново реинкарнирует, таков Путь Чейнджлинга. Что происходит с душами Ши - не знает никто.
Fae Death (Смерть Феи) - если последний удар, нанесённый по телу Чейнджлинга, был нанесён оружием из холодного железа, то Фея умирает навсегда, целиком и полностью. Только последний удар - если Чейнджлинга сначала ранить ножом из холодного железа, а потом руками свернуть ему шею, сбросить с крыши или пристрелить - получится Banal Death.
Undone (Развоплощение) - если Чейнджлинг получает слишком большое количество Банальности, он точно так же умирает, как от холодного железа - навсегда.
• Что такое Faerie/Changeling Kiths (Киты Фей/Чейнджлингов) и какими они бывают? Слово "Кит" пришло из шотландского гэльского, обозначает "сосед". В терминах C:TD, Кит - это тип Фей из большинства общественно активной популяции Фей преимущественно европейского происхождения (аналогия из других систем - Клан, Племя, Магическая Традиция и так далее). Представитель Кита (любого) - Китэйн или Китаин (Kithain), какая транскрипция кому больше нравится. Слово "Китэйн" также является одним из самоназваний расы Чейнджлингов. Как "Kindred" у вампиров.
В принципе, каждый кит олицетворяет какую-то идею, какие-то чувства, эмоции, мечты. Например, Богган - это мечта о хорошо выполненной работе. Конкретные определения этого рода, впрочем, давать не имеет смысла.
Boggans (Богганы) - добродушные существа, всегда готовые помочь ближнему своему словом и делом. Богганы отлично умеют работать руками - их коньком являются разнообразные ремёсла.
Eshu (Ышу) - квинтэссенциальные приключенцы, неспособные долго сидеть на одном месте. Вечные странники, обладающие загадочной способностью оказываться в нужном месте в нужное время.
Nockers (Нокеры) - изобретатели, сумасшедшие учёные, циничные и злоязыкие Нокеры умеют создавать самые невообразимые устройства из химерической материи.
Pooka (Поока, Пука) - шутники, приколисты и постоянные лгуны, умеющие превращаться в животных. Очень милы, всегда вызывают положительные эмоции - за это их ещё и не поубивали. Впрочем, не все Поока такие уж белые и пушистые.
Redcaps (Рэдкапы) - кровожадные монстры, постоянно испытывающие голод. Их название происходит от милой привычки красить головные уборы человеческой (или Чейнджлинговской) кровью. Все их боятся, никто их не понимает, а им по барабану.
Satyrs (Сатиры) - с одной стороны - это музыканты, философы, художники и так далее. С другой - это страстные гедонисты, постоянно стремящиеся к чувственным удовольствиям.
Sidhe (Ши, Сидхи или Сиды; правильно произносить именно "Ши") - правители Чейнджлингов, аристократия, нобили. Мало что в этом мире может сравниться по красоте и величию с Ши, мало кто может выдержать их царственный взгляд, не отвернувшись с чувством собственного ничтожества. Поскольку они не так давно вернулись в этот мир, они с непривычки больше других страдают от Банальности.
Sluagh (Слуа) - кикиморы, существа из чуланов, ведьмы - такого рода твари. Мрачные и угрюмые, постоянно подслушивающие и подглядывающие создания, способные бесшумно пробраться в любую щёлочку.
Trolls (Тролли) - высокие, могучие, гордые воины, больше всего на свете ценящие данное слово. Невероятно сильны физически, благородны и бесстрашны.
• Что такое Inanimae (Инанимэ, Неодушевлённые)?
Духи, живущие в растениях, домах и так далее. Пример - древнегреческая дриада, связанная со своим деревом. Т
• Кто такие Thallain (Таллэйн)?
Фея, потерявшая свою Летнюю сторону, превращается в Таллэйна (Thallain) - безумного монстра, ненавидимого большей частью вменяемых Фей, практически неиграбельного персонажа. На данный момент известно 5 видов Таллэйнов, но это значит лишь то, что остальные виды пока не попадались на глаза Китэйнам, выжившим после встречи. Описаны в The Shadow Court.
• Кто такие Fomorians (Фомориане)?
Точно никто не помнит. Но вообще если Феи - это воплощение мечтаний и снов, то фомориане - хтонический ужас, кошмар и скрежет зубовный. Абсолютное зло, с которым Туатха де Данаан вели множество эпических войн. Фомориане были побеждены и ушли, но никто из сохранивших трезвость рассудка не сомневается в том, что они вернутся в Последние Дни Осени.
Официально способности фомориан нигде не описаны - эти монстры оставлены на усмотрение Рассказчика, если уж он настолько озверел, что собирается спускать их на ни в чём не повинных феечек. Судя по намёкам, фомориане были существами калибра Antediluvian'ов, Neverborn'ов и Earthbound'ов. Но, возможно, у страха глаза велики.
Магия